Жизнь или кошелек

 

В чем прелесть денег, если ради них надо работать?
Бернард Шоу

У меня есть ботильоны об четырнадцати сантиметрах. Подарили. Сама бы я зажабила купить. Я в них даже один день проходила, мучаясь нечеловечески. И вот, в какой-то прекрасный момент, отягощенный адской болью в ногах, мне в голову пришла замечательная мысль.

Ради чего? Ради чего страдать, как шансон в маршрутке? Чтобы к своим законным 165 сантиметрам прибавить еще двенадцать? Что они дадут? Зачем наращивать ноги, четыре пятых от туловища? Ты надеешься, что окружающие диагностируют фирму, которую покупают в Голливуде? Ста процентам людей достаточно, что ты не босиком. Повторяю свой вопрос – ради чего?

И действительно. Пришла домой, запаковала ботильоны в пакет, запихала в коробку. Решила, что буду носить, когда провинюсь перед человечеством. А потом я скачала книгу Александра фон Шенбурга «Искусство стильной бедности» и всерьез подумываю вытащить ботильоны, обрамить в рамку и повесить на стену. Чтобы каждый раз, когда я захочу что-то ради чего-то, они мне напоминали.

 

 

искусство стильной бедности

После книжки все противоречия улеглись в моей голове, как огурцы в корзинке, и мне стало легко и спокойно. Автор — немец с русскими корнями, родился в Африке, в Могадишо, куда его родители сбежали от режимов. Их родовой замок до сих пор стоит с десятого века, на берегу реки Зале. Они жили очень бедно, и когда его сверстники лопали «Нутеллу» в их холодильнике слаще молока ничего не стояло. Надо ли говорить, что одежду Александру не покупали? Он донашивал ее за всеми кузенами. Понятно, что когда он стал самостоятельным, его до тошноты раздражала любая экономия.

А потом он вырос. Вырос не только в вертикаль, но и мозгами. И понял, что бедность родителей носила эстетический характер. Им было стыдно транжирить деньги, они были Самураями, и излишество для них было грехом. Поэтому, когда фон Шенбурга уволили в кризис, он сказал «Алиллуйя!» и пошел домой, работать фрилансером и немецкой домохозяйкой. Заодно написал книжку, которая стала бестселлером, — остроумную, хлесткую, репортерскую.

Прошли жирные нулевые, когда можно было получать три тысячи долларов за шуршание бумажками, и чувствовать себя золотой рыбкой. Сейчас, чтобы остаться золотой рыбкой надо работать раз в пять больше. С утра до вечера, вытягиваясь в струнку и сворачиваясь в бараний рог. Отработал 18 часов, пришел домой, свернулся в трей, программа в ждущем режиме. Тебя нет. Есть только автомат по добыче денег. Чтобы устроить ребенка в элитный детский сад, купить дорогой корм для кота (куриная печенка стоит два доллара за кило), нарядиться в тряпки, главная ценность которых располагается в районе этикетки, залезть в кредиты и купить машину с тремя табунами лошадей, для того, чтобы плестись в пробке два километра в час. И обязательно поехать куда-нибудь не в Турцию и не в Египет, потому что туда приличные люди уже не ездят. А свой город знать только до работы и обратно.

 

«Что захотел, то и купил!»

При этом Александр вовсе не призывает отказаться от удовольствий. Диоген, сидящий в вонючей бочке, не его герой. Только вот в понятие «удовольствие» он вкладывает совершенно иной смысл. Умение отказать себе — вот единственное условие для получения удовольствия. И я не понимаю, как можно радоваться вещи, которую пришлось обменять на свое предъинсультное состояние? Можно ли быть счастливым в окружении вещей, ради которых ты катаешь, как Сизиф, бесконечные камни?

Мне говорят, хочу столько денег, чтобы что захотел, то и купил! Это синоним счастья, фраза: «что хочу, то и покупаю!» А в это время сын султана Брунея, самый несчастный мальчик на земле. Его детская комната размером с футбольное поле, в которой игрушки формата ХХL. Ему больше ничего не хочется, у него все есть, он изводит своих сестренок и вокруг него крутится целый штат врачей и психологов.

Парадокс счастья заключается в том, что порой оно таится под маской несчастья, так же как и несчастье иногда наряжается в пестрые одежды счастья. Конечно, не всегда это становится ясным так быстро, как в случае с поваром из Иллинойса, который выиграл в лотерею 3,6 миллиона долларов, а через несколько дней скончался от инфаркта, поскольку не смог перенести нервного напряжения. Или у «лотерейного Лотара», историю которого не так давно наперебой рассказывали газеты. Безработный выиграл 3,9 миллиона марок, вместо обычного пива стал пить марочное, приобрел «ламборджини», и пошло-поехало: алкоголь, вечеринки, очаровательные красотки. А через пять лет «лотерейного Лотара» не стало. То, что мы склонны называть счастьем, часто оказывается его противоположностью. Об этом метко высказался Оскар Уайльд. «Если Господь хочет покарать людей, Он прислушивается к их молитвам».

Простые букеты.

 

кошелек или жизнь

К богатству ведут два пути: первый – это работать на износ, страдать и мучаться, чтобы быть на уровне, и второй – поменять приоритеты, понять, что можно безболезненно пожертвовать Золотому Тельцу, а что нет. Лишние вещи не украшают, а засоряют жизнь. Мы перебираем ветхие тряпки в своем шкафу, которые пришли в негодность, и вспоминаем, как отказывали себе год в обедах и праздниках ради них. Мы смотрим в ресторанную тарелку с непонятным склизким морским животным,  и мечтаем о сковородке картошки с грибами, как мама делала. Так ли важно держаться на уровне, и не иметь при этом свободного времени чтоб научиться жарить эту картошку, пока мама еще жива и до нее нужно просто доехать?

Отлично сказал один умный невропатолог мне недавно в интервью: «Все неприятности со здоровьем от сожалений. Например, у меня есть Опель, но я мечтаю о Мерседесе. И вместо того, чтобы радоваться Опелю, я горюю, от того, что у меня нет Мерседеса. А потом становлюсь неврастеником, со всеми последствиями». Замкнутый круг, в общем. Мы страдаем от нищеты, не спим ночами и пытаемся найти выход. Выход не находится годами. Мы болеем. Становимся еще беднее, лекарства нынче дороги. И бедность с нами, и депрессия…

Breton stripe

Почитайте книгу, она в свободном доступе. И избавляйтесь от вируса потребительства, это зараза пришла извне. А если вируса нет, то можно получить подтверждение своим правильным мыслям, и перестать стыдиться того, что ваши жилы на пяти работах не рвутся, что вам, к своему стыду, и так хорошо.

Ироничное выражение «если ты такой умный, то почему такой бедный?» сегодня растеряло львиную долю своего сарказма. Быть небогатым, но счастливым — выбор умных,  забег в колесе ради стекляшек статуса — выбор тех, кто до этой истины пока не дошел.

 

Оцените статью
Феммида - женский портал
Добавить комментарий

Adblock
detector